Средневековые готические замки (авиньон, мариенбург, альбрехтсбург)
Содержание:
- Замок Рейнштайн
- Культура
- Основные признаки интерьера в готическом стиле
- Интерьеры отдельных помещений
- Дух готической истории – краткий экскурс к истокам
- Обустройства собора Нотр-Дам
- Где и как применяются готические арки в интерьере
- Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Флоренция. Италия
- Разнообразие готического стиля
- Признаки готического стиля
- Готический стиль в интерьере: цвета и принты
- Вестминстерский дворец. Лондон Англия
- Глостерский собор
- Готика в XX веке
- Севильский кафедральный собор. Севилья. Испания
- Оконные переплёты, оформление оконной рамы
Замок Рейнштайн
В Германии все крепости, являвшиеся символами власти, строились для защиты территории. Немецкие готические замки заслуженно считаются самыми красивыми не только в стране, но и мире. Богатое историческое наследие государства отразилось в старинных сооружениях, дошедших до потомков почти в первозданном виде.
Архитектурная достопримечательность, стоящая на отвесной скале, всегда являлась неприступной твердыней, однако на протяжении многих веков она не испытала ни одной осады
Известный замок Рейнштайн, расположенный в долине Рейна, имел важное стратегическое значение. Он приходит в упадок в середине XIV века, а в 1794 году его покупает персидский принц, который производит масштабную реконструкцию
Здесь проводятся рыцарские турниры, роскошные балы, а обожающий искусство хозяин не жалеет огромные суммы на украшение залов. В 70-х годах прошлого века, на волне интереса к Средневековью, замок подвергается реконструкции и превращается в национальное сокровище. Современные туристы смогут увидеть бесценную коллекцию исторических и художественных экспонатов. Кроме того, для посетителей, мечтающих погрузиться в атмосферу прошлых веков, проводятся увлекательные ночные экскурсии.
Культура
Рассматривая вопрос культурного развития западноевропейских стран в период готики можно выделить следующие особенности:
- Главенствующая роль христианской религии в обществе. Хоть в искусстве и начало ощущаться стремление к очеловечиванию персонажей и реалистичной передаче эмоций, человек всё ещё продолжал рассматриваться как греховное создание, требующее спасения и очищения души.
- На базе фольклора активно развиваются национальные культуры европейских народов.
- Укрепление рыцарской культуры. Рыцарский кодекс нередко отражается в поэзии и литературе этого периода.
- Развивается научная мысль и университетское образование.
Основные признаки интерьера в готическом стиле
К готическому интерьеру можно отнести следующие признаки:
- Сумрачное пространство, порой напоминающее подземелье;
- Каркасная конструкция с каменной или кирпичной кладкой;
- Огромные проемы, остекление и витражность;
- Ажурность в деталях и предметах интерьера;
- Стрельчатые арки и окна;
- Вертикальная направленность интерьера;
- Винтовые лестницы;
- Ясность и просторность интерьера
Готика – это также демократический стиль или стиль горожан. Активно осваивая жилое пространство, в готике используются материалы в новой обработке, появляется новый тип мебели: стулья с высокими спинками, балдахины над кроватью, массивные сундуки вместо комодов, первые книжные шкафы и буфеты, большие обеденные столы.
Массивный высокий каменный камин, украшенный геральдикой или центральная печь, имитирующая форму готического храма – обязательный предмет интерьера в готическом стиле, возле которого всегда устраивался большой обеденный стол. На нем уместно разместить кованые предметы обихода, металлическую или деревянную утварь.
Интерьеры отдельных помещений
Несмотря на то, что оригинальные интерьеры практически не сохранились, остались подробнейшие описания отделки самого автора. Когда Гораций Уолпол создавал проекты интерьеров отдельных комнат, он брал за основу декоративные детали старинных готических соборов. Почти в каждой комнате можно найти элементы оформления конкретного средневекового английского собора, капеллы или монастыря. Особенно много деталей было заимствовано из оформления Вестминстерского аббатства.
1. Галерея – главное помещение в замке, его можно назвать гостевым залом. Автор назвал комнату галереей потому, что её главное предназначение – демонстрация экспонатов его личной коллекции картин и предметов старины, но здесь же происходили встречи гостей, балы и домашние мероприятия.
Галерея — главный гостевой зал в замке Струберри Хилл
Безусловно, галерея была задумана как самый роскошный зал: кричащая пёстрая цветовая гамма, позолоченная лепнина, уникальный дорогой камин, специальные ниши в стенах, чтобы разместить больше картин – всё сделано для того, чтобы поразить гостей. Орнаментальный декор потолка был разработан под впечатлением от потолка капеллы Генриха VII в Вестминстерском аббатстве (фото капеллы см.ниже).
Галерея, стена с камином и нишами
2. Холл и главная лестница
Орнамент, состоящий из полуокружностей разного радиуса сразу привлекает к себе внимание. Существует множество видов подобного орнамента, в готике он называется «масверк», но именно этот тип был специально разработан для интерьера дома
Главная лестница в замке Строуберри Хилл
3. Библиотека. Стеллажи были выполнены в виде деревянных готических арок, покрытых резьбой. Весь проект этого интерьера был разработан самим графом. В центре размещается камин, который также украшает резная арка, являющаяся частью портала.
Камин в готической библиотеке и стеллажи
В этом интерьере проявилась вся экстравагантность заказчика: арки вокруг камина и стеллажей были скопированы с могилы Исаака Ньютона в Вестминстерском аббатстве. Мало кто ещё решился бы воссоздавать склеп у себя в доме. На камине в другой комнате (в кабинете) были также воспроизведены надгробные элементы.
4. The Tribune – парадная комната. Помещение предусмотрено для экспонирования самых ценных предметов антикварной коллекции семьи (картины, скульптуры, монеты из коллекции Медичи) и приёма особо важных персон.
Прототипом интерьера послужила могила Ньютона в Вестминстере
В настоящее время, пустая отреставрированная комната, не передаёт былого великолепия. Куполообразный потолок завершается маленьким окошком, который символизирует звезду.
Дух готической истории – краткий экскурс к истокам
Главная особенность рассматриваемого стиля – это стремление к различным нововведениям. Одним из них является величественный, необычайно красивый веерный свод, помогающий значительно снять основную нагрузку с несущих стен. Это позволяло делать их намного выше и просторнее, а также увеличить не только количество, но и размеры окон здания. Особым дополнением к такому великолепию шли различные украшения и удивительный, ни на что непохожий декор.
Веерный свод – отличительная особенность готического стиля
Интересный факт: Инновационная в то время готическая технология является отправной точкой для создания популярнейшего и экономичного каркасно-щитового строительства.
Особая, затрагивающая душу каждого, экспрессия готического стиля до сих пор заставляет нас задуматься об истоках этой древнего культурного пласта. Сколько загадочности, мистики и красоты в этих застывших, устремленных в вечном порыве достигнуть неба, сводах. Атмосфера величия и спокойной роскоши виднеется во всех деталях: начиная от бередящих спокойствие разума, украшений и привлекающих своей потрясающей красотой витражных окон. И до высоких, поражающих размерами потолков.
Высокие потолки и витражные окна в готическом интерьере
Архитектурные особенности готического стиля
К сожалению, во времена Эпохи Возрождения готический стиль довольно быстро отошел на второй план, а потом и вовсе был забыт. Вспомнили о нем только в XVIII-IX веках, с которых и началось триумфальное восхождение на пьедестал вечной славы и популярности. Однако готика претерпела некоторые изменения, что не могло не случиться с переходом из мрачного средневековья в столетие просвещения и технологического стремительного развития. Стиль преобразился и обосновался в камерной обстановке купецких усадеб, дворцов монарших и приближенных к королевскому двору, особ.
Средневековый интерьер в готическом стиле
Интересный факт: Для постройки своих роскошных домов и их обустройства в России приглашались зарубежные архитекторы, а многая мебель и предметы декора заказывались из Франции и Германии. То есть, готика не получила здесь своего ответвления и не приобрела особый колорит. Стиль имел лишь одно серьезное изменение – во времена своего повторного расцвета в Европе.
С той самой поры без готики трудно представить современный дизайн интерьеров. Она превосходно размещается в больших, просторных помещениях, дополняя их своей нераскрытой магией и шармом. Хотя попробовать внести присущую ей романтичность и загадочность можно и в квартирные комнаты. Правда, это будет намного сложнее и затратнее, ведь придется искусственно расширять оконные проемы и использовать дизайнерские хитрости для визуального увеличения высоты потолков.
Современный интерьер в готическом стиле
Обустройства собора Нотр-Дам
Каркас собора соединен множеством тонких столбов с помощью арки. Внутри стены протягиваются высоко и смыкаются незаметно для невооруженного взгляда. Продолговатые окна покрыты цветным витражным стеклом. В зале царит полумрак. Лучи, которые все же проходят через стекла, освещают сотни скульптур из серебра, воска, мрамора. В них замерли обычные люди, короли, служители церкви в разнообразных позах.
Вместо стен церкви как будто бы просто поместили каркас из десятков столбов. Между ними размещаются цветные картины.
В соборе пять нефов. Третий из них гораздо больше, чем другие. Его высота достигает тридцати пяти метров.
Если измерять в современных мерках, то в таком соборе можно без проблем поместить двенадцатиэтажный жилой дом.
Два последних нефа пересекаются и зрительно образуют между собой крест. Он символизирует жизнь и страдания Иисуса Христа.
На постройку собора шли деньги из общественной казны. Парижане копили их, жертвовали после каждой воскресной службы.
Собор сильно пострадал в новое время. Так, первоначальные витражи можно увидеть только на западном и южном фасаде. Скульптуры видны в хоре, на фасадах здания.
Где и как применяются готические арки в интерьере
Мы уже сказали, что арка в готическом интерьере является основным архитектурным элементом. Теперь стоит перейти к вопросу специфических приёмов использование арок.
Арочный коридор, Замок в Курнике, 19 век, Польша
Очень часто коридоры в зданиях оформляются в виде арочной галереи, в которых стрельчатые арки расположены друг за другом, образуя общий ансамбль.
Готическая перегородка с аркой. Прихожая в особняке Морозова в Москве
Помещение может быть разделено перегородкой с большой аркой – это традиционный приём. На примере вы видите русский готический интерьер особняка Морозова в Москве. Прихожая разделена деревянной декоративной перегородкой в центре которой находится большая стрельчатая арка. Подобные перегородки для зонирования можно часто встретить даже в готических соборах.
Аббатство Нурилак, внутренний двор
Аббатство Нуарлак, Франция
Ещё один традиционный архитектурный элемент готических монастырей (а также больших зданий) это клуатры и трифории – галереи расположенные по периметру здания, с внутренней или внешней стороны. В монастыре Нурилак стена образована большим рядом арок, так называемой аркадой (хотя трудно однозначно сказать это арки или окна). Аркада – не является чисто готическим понятием, в других стилях она также применяется.
Зонирующая перегородка из 3-х арок с колоннами
Ещё один пример арочного ряда (аркады), только в интерьере жилого помещения. В данном случае три арки, стоящие в ряду, образуют перегородку, которая визуально отделяет комнату от проходного коридора и дверей.
Аркатурный пояс в зале, Дворец Монсеррат, Португалия
Аркатура – арочный пояс, который служит декоративным элементом. Ряд арок опоясывает стену круглого зала во дворце и является главным элементом оформления стен интерьера помещения.
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Флоренция. Италия
Красавец-собор в итальянской Флоренции начали строить в 1296 году, а закончили отделку фасадов и внутренних конструкций в 1436 году, тогда же состоялось и торжественное освящение символа католицизма итальянского города.
Внешние стены готической базилики украшены скульптурными композициями, удивительными орнаментами и росписями. Неизгладимое впечатление при виде собора оставляет огромный кирпичный купол, что отличает его среди других соборов, где обычно использовались башни.
Примечательно, что стены отделаны панелями различных цветов, что придает храму необычную красоту и великолепие.
16
Разнообразие готического стиля
Готический стиль до сих пор радует архитекторов и дизайнеров. Его влияние в различных формах можно увидеть в современной архитектуре и дизайне интерьера, даже в таких тенденциях, как:
- готический гламур;
- новая готика;
- романтическая готика;
- имперская готика;
- фэнтезийная готика;
- вампирская готика.
Немного темный климат, основанный на доминирующих цветах черного, серого, с примесью золота и красного, является характерным элементом этого стиля. Вы можете создать его на кухне — умелый выбор цветов и декораций создаст интригующее пространство в комнате
Важно, что интерьер в готическом стиле не должен быть холодным и мрачным. Узнайте, как легко создать интерьер кухни, вдохновленный готикой
Признаки готического стиля
Уникальный интерьерный жанр восхищает искусностью исполнения фресок на темных стенах и витражей на окнах, заколдовывает преобладанием деталей обстановки темных цветов, поражает самобытной мебелью с резными фасадами из ценных пород древесины и филигранным декором кованых светильников.
Деревянная обшивка стен, паркет на полу, арка вместо дверей, старинная мебель с резными элементами и ковровые дорожки с характерными узорами, — признаки готического стиля
Дизайн интерьера в готическом стиле способен кардинально изменить привычный облик дома, превратив его в сказочный замок. Эстетическими ориентирами этого стилистического направления является перечень особенностей:
насыщенная цветовая гамма с преобладанием черного, бордового, пурпурного, фиолетового, темно-серого цвета;
Цветовая гамма в готическом интерьере: бордовые стены и мебель из темных сортов дерева
- большое количество деталей обстановки из металла – распашные двустворчатые межкомнатные двери с тяжеловесными ручками, сделанными в виде больших навесных колец, кровати с колоннами и лаконичными балдахинами из тяжеловесных тканей, массивным изголовьем и изножьем в виде стрельчатой арки, габаритные настенные и напольные зеркала с резными рамами из бронзы;
- преобладание антиквариата – старинных подсвечников, канделябров, статуэток, настольных часов, сундуков и прочих раритетных предметов интерьера, выступающих в качестве связующего звена между аскетичной древностью Средневековья и излишеством современности;
Домашний кабинет в готическом стиле: картины, рыцарские доспехи, шкатулка, старинные доспехи и кованная многоярусная люстра
камин с кованым порталом, украшенным растительными узорами, сложными переплетениями витиеватых декоративных элементов, отражающих кельтские мотивы или геральдические эмблемы;
Камин с кельтскими узорами в готической гостиной
- каминная полка, облицованная изразцами и заставленная канделябрами с горящими свечами, настольными зеркалами;
- шторы из ценных видов ткани – бархата, велюра, жаккарда, вуали, дамасского шелка, атласа;
Шелковые шторы станут украшением домашнего кабинета в готическом стиле
крупноформатные окна арочной формы со стрельчатой верхней частью и многочисленными металлическими переплетами обязательно дополняются массивными рамами из дерева со ставнями с железными засовами.
Огромные окна с множеством переплетений станут украшением дома в готическом стиле
Обилие архитектурных вкраплений и изысков средневекового искусства, характеризующих готический стиль интерьера, требует наличия крупногабаритных комнат в жилье с высокими потолками. Поэтому воссоздать атмосферу средневекового замка намного проще в доме с большой жилой площадью, чем в квартире, где массивные предметы интерьера в темных тонах могут создавать ощущение камерности и выглядеть аляповато. Поэтому дизайнеры рекомендуют готический стиль в интерьере квартиры использовать для двухуровневого жилья, где гармоничный симбиоз каменной отделки стен и пола, мебели с мраморными столешницами, габаритных люстр с коваными плафонами в виде подсвечников будет смотреться органично и завораживать, передавая манеру оформления замков и домов во времена Средневековья.
Квартира в готическом стиле. Массивная мебель в ограниченном пространстве не самое удачное решение
Небольшая комната в загородном доме с элементами готики: деревянная мебель, узорчатая обшивка мебели, стрелкообразный декор камина и светильники «под старину»
Классическая гостиная в готическом стиле: кессонный потолок, арки и каменные колонны, камин и др.
Обеденная комната в готическом стиле: потолок с деревянными балками, декоративный кирпич на стенах, большие окна и стилизованная мебель
Готический стиль в интерьере: цвета и принты
Еще один основной мотив готического стиля в интерьере — цвет. Во времена Средневековья основным материалом для строительства был камень, потому цвет внутреннего интерьера формировался естественным путем.
Но викторианская эпоха внесла изменения в стиль, и теперь основными цветами неоготики стали темные, но яркие цвета — черный, пурпурный, темно-коричневый, темно-синий, темно-зеленый, темно-красный, бордо — которые придадут интерьеру нотку драматизма, но в то же время являются и величественными, глубокими, насыщенными и богатыми.
Дизайнеры предлагают красить стены в серые цвета или делать имитацию каменной поверхности и покрывать их тканевыми занавесями и гобеленами.
В готическом викторианском доме широко были распространены рисунки цветов и зелени, которыми оформляли стены, молдинги, оконные витражи, проемы дверей и окон, а также шторы и обивку мебели.
Трафаретные рисунки, геральдические символы и популярный эффект 3D-дизайна tromp-l’oil также распространены в современной готике.
Если вы хотите использовать обои в интерьере, что тоже допустимо, то лучше всего выбирать декоративно-узорчатый вариант, соответствующий стилю рисунком, а остальные стены должны быть окрашены насыщенными цветами.
Вестминстерский дворец. Лондон Англия
Светские готические постройки отличаются таким же великолепием и изящными формами, как и культовые сооружения. Вестминстерский дворец, уютно расположившийся на берегу Темзы в самом сердце Лондона, стал настоящим символом Британской монархии.
Долгое время он служил резиденцией английских королей, а затем в его роскошные залы переехал Британский парламент, заседающий в нем и поныне.
После пожара 1834 года здание дворца было практически перестроено заново, и сегодня дворец является красивейшим сооружением Европы, который выстроен в неоготическом стиле, а башня Елизаветы, или Биг Бен, как ее чаще называют, самая известная готическая башня в мире.
Глостерский собор
Собор является примером ещё одного уникального готического течения, которое получило название «перпендикулярная готика».
Общее описание. Официальное называние: Кафедральная церковь Святого Петра и Святой Единой Троицы. Длина — 130 метров, ширина — 44 метра, а высота центральной башни достигает 79 метров. Здание имеет крестообразный план со скругленным восточным концом и тремя радиально расходящимися капеллами, средняя из которых посвящена Богоматери.
Место расположения: Великобритания, город Глостер.
Даты постройки: строительство началось в 1089 году, а закончилось в 1499 году. Здание — типичный английский долгострой.
Кто построил? Строительство началось под руководством аббата Серло, но за 400 лет архитекторы менялись много раз.
Глостерский собор, фасад, общий вид
Главный неф собора был построен в позднем романском стиле, поэтому не представляет особого интереса с точки зрения, архитектурных новшеств, готических элементов в нём очень мало.
Галерея в монастыре украшена в стиле перпендикулярной готики
Особый интерес в интерьерах представляет декоративное оформление галерей. Стены и потолки полностью покрыты своеобразным орнаментом, напоминающим ветви винограда. Линии орнамента поднимаются к сводчатому потолку, где встречаются друг с другом, образуя перпендикуляры, именно поэтому стиль был назван перпендикулярным.
Неоготический витраж «Апостол Фома», 2013
Даже в наши дни интерьеры собора совершенствуются и развиваются. В 2013 году известный английский витражист Томас Денни создал серию витражных окон в современном неоготическом стиле, которые органично вписались в древнее здание. Сюжет витража посвящён апостолу Фоме, который уверовал в божественность Христа после воскрешения.
Готика в XX веке
В начале XX века ещё появлялись готические строения (особенно в США), но это были скорее отголоски прошлой эпохи. Со временем стиль снова утратил свою популярность. Дело в том, что готика – стиль очень сложный и дорогостоящий. В эпоху конструктивизма, рационального использования материалов, пространств и массовой застройки готика никак не вписывается. Тем не менее в области дизайна интерьеров до сих пор иногда применяют отдельные средневековые элементы, но их всё равно стараются вписывать в современный интерьер. Ниже, несколько примеров того, как дизайнеры адаптируют к современным квартирам и домам отдельные готические детали.
Севильский кафедральный собор. Севилья. Испания
В готике принято использовать стрельчатую форму сводов и витражные окна, что в полной мере отобразилось в архитектуре севильского собора.
У храма славная история, ведь построили его на месте разрушенной мечети, чтобы показать богатство и процветание Севильи. Завершающий этап строительства продолжался с 1401 по 1519 годы, а в его конструкции были использованы некоторые элементы мечети.
Среди монументальных стен, колон и сводов хранится множество священных реликвий, в том числе и выдающиеся шедевры живописи европейских мастеров.
Раз уж речь пошла о мечетях, Most-beauty.ru уже писал статью о самых красивых мечетях мира, советуем посмотреть.
13
Оконные переплёты, оформление оконной рамы
Средневековые строители не обладали технологией производства больших плоских стёкол, поэтому оконный проём делился на секции. Окно разделялось каменными переплётами на несколько частей, а оставшиеся проёмы застеклялись витражами – маленькими стёклышками соединёнными металлическими профилями.
Каменные переплёты поначалу выполняли только практическую, но со временем стали неотъемлемым элементом декора оконной рамы.
Оконные орнаменты. Наиболее распространённый орнамент в готике носит название «масверк». Орнамент образуется за счёт многочисленного пересечения дуг окружностей разного радиуса. Если вы всмотритесь в любое готическое окно, то сможете разглядеть множество частей окружностей, соединённых друг с другом.
Типичные готические окна, Бургосский собор
В ранний период переплёты были достаточно простыми, но со врменем всё больше и больше усложнялись. На фото вы ыидите оформление окон в Бургосском соборе, нельзя его назвать очень сложным, в вершине окна используются изображения четырёхлистников.
Пример сложного орнамента, зрелая готика
Постепенно, орнаменты усложнялись, в разных странах они приобретали свои национальные особенности.
Орнамент в стиле пламенной готики, Церковь Сен-Северин в Париже
К XV веку орнаменты оконных переплётов достигли наивысшей сложности. Во французской национальной традиции это связано с периодом «пламенеющей готики». Если посмотреть на окна, то может показаться, что вы видите языки пламени.
Тьюдоровские окна с деревянной рамой, (19 в.), Чехия
Здание готической часовни в США, перестроено под апартаменты
В период готического возрождения XIX века очень сложные орнаменты перестали использоваться. Архитекторы решили остановиться на «золотой середине», всё-таки изготовление сложных узоров из камня – это чрезвычайно затратный процесс. Поэтому в постройках XIX века мы видим не очень сложные узоры в окнах, но они всё также основаны на пересекающихся окружностях. На фото представлены окна в больничной церкви XIX века, которая была переоборудована в жилую квартиру (см. весь проект квартиры в готической часовне).