Создание барельефа своими руками: как сделать эксклюзивную роспись стен? творческие возможности для обновления декора. мастер-класс для начинающих

Начинаем ваять – создаем эскиз и придаем объем

Когда наш скульптурный «холст» готов, на него можно переносить основной рисунок. В этом случае нужен раствор погуще, а именно на 1 литр воды теперь берем 2 кг гипса. Готовая смесь должна не растекаться по рукам и хорошо удерживать придаваемую ей форму.

В лепнине проще всего начать с растительных элементов. Планируя виноградную лозу, нужно разметить расположение ветви, листьев на ней и крупной ягодной кисти

Будет ли это изображение цветка, силуэт дерева или часть архитектурной колоны – важно соблюдать масштаб всех элементов изображения относительно друг друга. Если рисовать вы не умеете, то можно воспользоваться подготовленными трафаретами или сделать эскиз рисунка на прозрачной пленке, скопировав его, например, с экрана монитора

Чтобы нарисовать дерево, стоит лишь подсветить фонариком подходящую ветку и полученную на стене тень обвести по контуру.

Далее переходим к самому сложному и ответственному этапу – нарисованному наброску придаем объем. Смесь, которая предназначена для лепнины, должна быть очень пластичной и не затвердевать быстро, так как наносить ее следует в несколько этапов, давая каждому слою подсохнуть. Учитывая это, лучше готовить небольшие порции раствора и сразу их использовать.

Если предполагается, что барельефы из гипса и шпатлевки будут объемными, то их самые выступающие части рекомендуется дополнительно армировать, вкрутив в стену саморезы или закрепив на ней степлером обычный гипсовый бинт. Отдельные объемные фигуры можно создать с помощью картонных и пенопластовых заготовок, которые прикрепляются к стене и обмазываются смесью.

Растительные элементы и цветочки выходят лучше всего у начинающих, не работающих с объемными рисунками, авторов

Придать фактуру растительным элементам можно, используя их природные аналоги с четким рисунком прожилок – плотно приложите к смеси лист винограда, клена или даже понравившегося комнатного растения, удалите шпателем или обычным ножом излишки шпаклёвки вокруг, формируя четкий край. Оставьте элемент на несколько часов подсохнуть и снимите остатки листочков.

Выпуклые детали также можно отлить из гипса, используя подготовленную форму из пластилина и жидкий гипсовый раствор. Такие элементы, как ягоды, выступающие лепестки цветов или ветку дерева лучше всего вылепить вручную из алебастра (раствор готовят, следуя инструкции на упаковке), а затем прикрепить к стене, прочно вдавливая и обмазывая со всех сторон.

Что нужно для изготовления миниатюры из алебастра

Барельеф на стене из гипса можно выполнить своими руками. Для реализации проекта необходим следующий минимум умений:

  • рисование;
  • приготовление растворов;
  • производство трафаретов;
  • создание проволочных конструкций.


Для создания такого рисунка потребуется опыт и знания в сфере строительства Формирование барельефа требует знаний свойств смесей (время схватывания, возможность добавления красителей, определение оптимальной густоты раствора для разных работ) из которых будет выполняться изображение. Следует учитывать, что при работе со слоем в 10 и более миллиметров необходимо сделать остов из проволоки, препятствующий растрескиванию гипса.

Мастера рекомендуют новичкам реализовать барельеф на стене своими руками методом отливки деталей с последующим их прикреплением в общий этюд или способом формирования выпуклого рисунка с помощью шаблона.


Что бы не обращаться к мастеру, можно воспользоваться отливными формами

Для выполнения потребуются:

  • рисунок (в натуральных размерах);
  • пару круглых + столько же плоских малярных кистей, тонкая капроновая кисточка (детская) для рисования;
  • графитовый карандаш, фломастер или маркер;
  • малярный скотч;
  • трафареты необходимой толщины;
  • емкость для разведения замеса;
  • специальные инструменты для создания рельефов (мастихины);
  • материалы, из которого будет изготовлена матрица (к примеру, силикон) и смесь для барельефа;
  • краски, колер (цветные барельефы);
  • кондитерский (для толстых линий) или медицинский шприц (для оформления тончайших прожилок);
  • устойчивые надежные леса (козлы).

С помощью петель, стеков, резаков удаляют излишки раствора, подравнивают края, создают отдельные элементы, придают деталям слой за слоем нужные формы. При создании барельефа на стене своими руками инструменты обмакивают в воду для удаления остатков во избежание появления потеков и других нежелательных загрязнений. По окончании работ все инструменты моются. Шприц разбирается, очищается, сушится.


Всю работу нужно проводить тщательно и по рекомендациям

Барельеф на стене: мастер класс по созданию самых простых композиций

Чтобы научиться правильно изготавливать и крепить барельефы на вертикальную поверхность, пригодиться небольшой мастер класс. Все работы, связанные с лепниной, проводятся вручную, поэтому и являются неповторимыми и оригинальными.

Прежде всего, необходимо определиться, из какого материала будет изготовлен декор, а также сделать основу, в которой композиция будет создаваться. Когда все приготовления завершены, нужно заняться разведением раствора, следуя инструкциям фирмы-производителя, и залить его в формы. После полного высыхания смеси, на стене рисуются контуры будущей композиции и крепятся все ее элементы.

Изготовление формы для гипса своими руками

Формы или молды можно купить в магазинах, но их ассортимент не так велик, как хотелось. К тому же типовой молд уже не будет уникальной частью барельефа. Чтобы изготовить форму самостоятельно придется сначала сделать образчик элемента. Технология едина для всех материалов, но рассмотрим один из самых популярных рецептов. Для него понадобится:

  • Шпатлевка;
  • Вода;
  • Клей ПВА.
  • Набор саморезов;
  • Куски фанеры для сборки коробки;
  • Жидкий силикон.

Из фанеры с помощью саморезов создают сборную коробочку без верха. В нее помещают образчик элемента и заливают силиконом. Затем составу дают время застыть. После чего стенки коробки развинчивают, чтобы не повредить форму, а из ее недр выуживают образчик. Силиконовая форма готова для многоразового использования.

Если в молд заливается гипс, то, чтобы избежать прилипания, форму смазывают растительным маслом.

Барельеф цветы на стене

Букеты, бутоны или отдельные цветы тоже доступны начинающим художникам декораторам – принцип тот же. Потрясающе смотрятся лилии в интерьере комнаты.

Барельеф, как произведение искусстваИсточник otdelkasten.com

Эскиз создают на кальке и переносят на штукатурку. Можно разбить рисунок на мелкие квадраты и скопировать карандашом каждую секцию.

Формировка контура на фанереИсточник yandex.net

Мастихином и акриловой смесью прокладывают стебли, стараясь, чтобы центральная часть была самой высокой в композиции. Выписывают лепестки, середины, делая тычинки крупно фактурными. Лепесток одной стороной возвышается, а другая прилегает к стене.

Образец правильной подсветкиИсточник mr-build.ru

Потом закатывают валиком весь барельеф с цветами и стену белой акриловой краской. Отбивают край рисунка золотой полутенью. Объёмная картина готова!

В этом видео инструкция для начинающих ваятелей:

Конструирование мобильной формы

Для изготовления съёмной формы барельефа, берут деревянный короб с задней фанерной стенкой. Размер ящика совпадает с габаритами задуманной детали. На фанеру настилают полиэтиленовую плёнку или пергаментную бумагу. Следят, чтобы не было складок или морщин, которые отпечатаются на готовом изделии.

Небесные мотивы в гипсеИсточник couo.ru

1 вариант.

Растительное масло слегка загущают солидолом и смазывают подложку. Кладут кусок мягкого пластилина и формуют предмет, который должен стать барельефом.

Угловой барельеф – бабочкаИсточник mr-build.ru

Пластилиновую заготовку смазывают маслом и заливают Смесью акриловой штукатурки. Оставляют не менее, чем на сутки до полного застывания. Затем снимают и получают форму для заливки.

Варианты цветного барельефаИсточник modernplace.ru

Дно формы снова смазывают маслом, заливают акриловой штукатуркой и оставляют сохнуть. Через сутки готовый предмет можно клеить на стену в любом месте.

В продаже есть готовые предметы для формирования барельефа на плоскости, но выбор ограничивается несколькими моделями. Чтобы создать неповторимое произведение, придётся потрудиться самому.

Рисунок на выступающей стенеИсточник stroyfora.ru

2 вариант.

В ящик накладывают густую смесь в несколько сантиметров и начинают выписывать детали. После высыхания, добавляют смеси и увеличивают объем, продолжая мастихином обработку деталей. Так происходит несколько раз, пока не достигается заданная толщина элемента. Готовое изделие оставляют сохнуть, вынимают из ящика и монтируют на вертикальную поверхность. Второй вариант сложнее, для этого необходимо натренировать руку для работы с мастихином.

Так получают безграничное количество элементов, из которых декорируют задуманный барельеф.

Мобильные барельефы для накладки на стенуИсточник vsyakraska.ru

Монтаж подсветки

Даже если барельеф окрасить в яркие тона, без правильно устроенной подсветки, теряется глубина мазка, фактура становится невыразительной, пропадает объем. Включённый свет оживляет панораму, контрастно выделяет выпуклости.

До начала создания объекта в стену монтируют проводку, заранее проектируя выход контактов. Дизайн светильника не должен выделяться и перебивать тему скульптуры. Лучше, если он будет незаметен в общем фоне или быть в одном стиле с рельефом.

Идеальный дизайн интерьераИсточник topsten.ru

Свет направленный снизу создаёт впечатление большого объёма. Сверху – выделяет основные части. Спрятанная внутри рельефа светодиодная лента мягко подсвечивает все детали.

Вариант барельефа в спальнеИсточник modernplace.ru

Примеры подсветки:

  • Китайская тематика – квадратные фонарики;
  • Барельеф в арабском стиле – марокканский светильник;
  • Лилии – точечные лампочки в каждой чашечке;
  • Растительный орнамент во всю стену – обрамление светодиодной лентой по периметру.

Подсветка, соответствующая теме, сделает объект ещё элегантней.

Тонкая работа, замаскированная под простоту исполненияИсточник decorstudia.com.ua

Коротко о главном

Барельеф своими руками – это не фантастика! Достаточно немного художественной жилки и прилежания. У вас получится изысканный шедевр, который с удовольствием оценят друзья и родственники.

Украшение стен барельефом сделает жилище по настоящему оригинальным и нарядным. Высший пилотаж – грамотное обрамление декорации подсветкой.

Картину можно применить для зонирования пространства комнаты. В спальне отделать изголовье, в детской придумать смешные сценки, а гостиную украсить растительным орнаментом или лилиями.

Строительные магазины предлагают инструмент и готовые смеси, с которыми несложно начинать ваяние.

Пошаговое руководство выполнения этюда «виноградная лоза»

Рассмотрим, как сформировать барельеф на стене своими руками на примере производства изображения виноградной лозы с гроздью, фигурными листками. Работа выполняется методом исполнения различных частей из алебастровой смеси с последующим их закреплением на стене. В формы отливаются ягоды и листочки, витиеватый стебель и усики прорисовывают вручную. При производстве крупных тяжелых частей используют для армирования и облегчения крепления на стене остов из проволоки.

  1. Первый этап создания объемного барельефа своими руками на стене – выполнение композиции в полный размер и перенос очертаний на место будущей картины. Набросок переносят путем прорисовки по пленке (выполняют маркером). На подготовленную стену наносят основу тонким слоем. Полиэтиленовое полотно располагают в необходимом пространстве и закрепляют, контуры зарисовки обводят. Образец удаляют, а очертание остается на поверхности. Контуры также переносятся на сухую плоскость. В этом случае после закрепления пленки сверху край ее поднимается, и линии прорисовываются обычным грифельным карандашом.

    В первую очередь нужно нарисовать эскиз рисунка

  2. Второй пункт исполнения барельефа – изготовление формы для листочков и виноградных ягод. Рассмотрим исполнение матрицы из герметика с наполнителем (тальк/крахмал). На доску насыпают наполнитель и замешивают с герметиком как обычное тесто. Предмет соответствующей фигуры (овал или шар) и размера вдавливают в полученный материал. После застывания силикона образец извлекают. Получается матрица для формирования ягод. Для листков можно воспользоваться фабричной силиконовой/полиуретановой матрицей, или изготовить шаблон самостоятельно указанным выше способом. Образец формы листочков для барельефа лепят из пластилина или соленого теста.

    Для листьев и ягод можно изготовить формы

  3. Третий момент – размешивание состава и отливка отдельных гипсовых элементов. Для заливки в формы делается раствор из одной части воды и двух частей гипса. Вода берется комнатной температуры. Других ингредиентов (песок, штукатурка, пр.) при замесе состава из алебастра для барельефа не используют. Сухой гипсовый порошок постепенно добавляют в воду при постоянном умеренном помешивании (для избегания образования комочков). Интенсивно мешать раствор не рекомендуется. Смесь обогатится кислородом, и деталь получится с воздушными пузырьками. Изделия извлекаются после окончательного застывания гипса.

    С помощью отливных форм можно сделать очень красивый рисунок

  4. Четвертый этап – подготовка плоскости и приклеивание раздельных элементов на барельеф. Плоскость покрывается сатенгипсом или акриловой шпаклевкой, затем армируется выбранным способом. Ягоды и листочки крепятся приклеиванием (вдавливанием) готовых деталей в указанных на эскизе точках. Для крепления тяжелых элементов используется проволока (сталь) диаметром 2-3 мм.

  5. Пятый шаг – выполнение стебля и усиков. Выполняется на барельефе шприцем для украшения тортов. Особо тонкие линии исполняются медицинским шприцем без иглы.

    Листья и ягоды можно сделать шприцем для тортов или обычным

  6. Последний пункт – финишная отделка барельефа. Окрашивание выполняется специализированными красками для лепнины (тонкие полутона получают растушевкой). Яркие акценты в барельефе выполняют акриловыми красками. Затем производится покрыв картины ранее указанным способом.

Птичка, бабочка на стене у грозди или листа разнообразит и украсит этюд, придаст ему индивидуальности и особого шарма. Если миниатюра производится из отдельных частей, все точки соединения аккуратно заделываются, сглаживаются и зашлифовываются для получения эффекта единого полотна.

В конце рисунок нужно обработать защитными средствами

Картины из шпаклевки

Рисование шпатлевкой – достаточно трудоемкий процесс, который требует повышенной аккуратности, определенных навыков и творческих способностей. Но оригинальное оформление стены, выполненное своими руками, стоит затраченных сил и времени. Выбор инструментов, используемых в работе, зависит от конкретного узора, объема рисунка и техники исполнения. Разобраться в особенностях такого декорирования поможет мастер-класс, представленный ниже.

Как правило, любой мастер-класс основан на стандартной технологии работ, которая включает в себя следующие мероприятия:

  1. Поверхность нужно отштукатурить, очистить и обработать грунтовкой.
  2. Приготовить раствор шпаклевки – она должна иметь тестообразную консистенцию.
  3. С помощью широкого шпателя нанести на стену смесь слоем не толще 1,5-2 мм.
  4. После высыхания материала нарисовать карандашом эскиз будущего изображения, для этого также можно использовать трафареты или перенести готовый рисунок через копирку.

Объемный рисунок на стене можно создать несколькими способами – с помощью шпателей или шприца. Первую технику можно рассмотреть на примере рисования цветочного стебля:

  • Шпатель поставить рядом с прорисованной линией стебля и плавно провести им вдоль этой линии – таким образом рисуются все контуры изображения. При этом инструмент необходимо держать под углом от себя, чтобы смесь сползала в сторону линии эскиза и формировалась в форме объемного валика.
  • Лишнюю шпаклевку удалить сухим шпателем, после чего оставить рисунок до полного высыхания.

Художественная лепка предусматривает следующие этапы работ:

  • очищение поверхности от старой отделки, выравнивание, грунтовка и базовое покрытие штукатуркой;
  • создание фоновой фактуры с помощью ворсистых валиков, поролона, войлока или других материалов (для декоративной штукатурки эта процедура не требуется);
  • нанесение эскиза создаваемого орнамента;
  • создание объемного изображения путем нанесения нескольких слоев (новый слой штукатурки необходимо наносить после полного высыхания предыдущего);
  • добавление в композицию отдельных элементов из гипса;
  • покрытие барельефа слоем выбранной акриловой краски;
  • нанесение бутадиен-стирольного латекса на полностью высохшую поверхность барельефа (этот материал восстанавливает оттенки высохшей гипсовой лепнины).

Видео: мастер-класс по художественной лепке

Необходимые материалы и инструменты

Все появившиеся архитектурные направления интересные и самобытные, но барельефы на их фоне резко выделяются, характеризуясь отличительными чертами. Современные конструкции различаются по способу изготовления и делятся на:

  • ручные;
  • литые.

Чтобы создать барельеф на стене используют:

  • глину;
  • гипс;
  • полистирол;
  • камень;
  • штукатурку и многое другое.

Стоит сказать, что необходимо выбирать такой материал, который легко поддается обработке. Сырье должно легко резаться и заливаться в формы. Чтобы состарить конструкцию, специалисты наносят на поверхность бронзу или золото. Барельеф прекрасно вписывается в любой интерьер, подчеркивает выбранный дизайн и привлекает к себе много внимания.

Также, для изготовления декорации понадобиться:

  • эскиз будущей картины. Для начинающих мастеров лучше взять трафарет для барельефа на стену;
  • карандаш;
  • маркер;
  • пластиковые листы для изготовления трафаретов;
  • специальный малярный скотч;
  • если композиция будет цветной, понадобятся краски для гипсовых растворов;
  • кисти;
  • лопатки из стали или из пластика;
  • гипс, штукатурка или другое пластичное сырье.

Из чего сделать барельеф? Материалы, инструменты

Сразу оговоримся: пошаговые технологии и полный перечень всех составляющих будет указан ниже, в соответствующем разделе.

Сначала мы перечислим только основное, что нужно иметь:

  • Алебастр;
  • Клей ПВА;
  • Финишную шпаклёвку;
  • Воду.

Это основа основ, а вот вспомогательные материалы уже зависят от вида рисунков, с какими мы и разберёмся здесь и сейчас.

Самые солидные барельефы выходят из алебастровой массы, залитой в формы.

В зависимости от вида последней, вы можете получить абсолютно любую конфигурацию выпуклого рисунка: фрукты, цветы, ракушки и даже классические капители.

Главное тут – просто найти подходящую форму, а остальное уже просто мелочи. Залить гипс вовсе несложно.

Вот примерно такие элементы декора можно сделать за какой-то час. Это морская тематика, а вы вольны выбирать что угодно, на свой вкус.

Эти ракушки вылиты с помощью обычных детских пасочек для песка и прикреплены к листам гипсокартона. А обрамление рамки выполнено готовыми пенопластовыми багетами, которые обычно крепят на стык потолка и стены.

Вроде, ничего сложного. Гипса полно в строительных магазинах. Но где ж взять удачную форму?

Тут придется вас огорчить, выбор не так и велик: мало найти просто визуально подходящий по виду образец, нужно ещё, чтоб материал выдержал нагревание гипса во время застывания.

Да-да, он разогревается достаточно сильно и расширяется! Поэтому, формы для изготовления мыла, допустим, не подойдут. Они просто лопнут и всё, так как сделаны их слишком тонкого пластика, не самого лучшего качества.

Нужно что-то посущественней, типа тех же пластмассовых пасочек, а ещё лучше – силикон для выпечки. Ему не страшны никакие метаморфозы материала, так как он рассчитан и на большой нагрев и на растяжение.

И главное, вынимать из него готовое изделие куда проще, чем из чего-то жёсткого.

С этим видом барельефа своими руками мы поверхностно разобрались, а детальное описание процесса мы вам дадим ниже, в соответствующей подрубрике. Там же вы найдёте полный перечень необходимых материалов и приспособлений для каждого из видов картин своими руками.

Но кроме отливки, есть и другие варианты исполнения.

Например, барельеф из готовых гипсовых статуэток! Смотрится такая картина чрезвычайно дорого, а вот конечная её цена не может не радовать.

Особо красиво смотрятся панно с различными греческими персонажами мифов, например, Афродитой или маленькими ангелами.

Если брать этих дам из гипса, а не мрамора, то такая покупка не ударит по карману. Но и это ещё не все варианты!

Вы можете сделать очень милую композицию, используя обычные цветы из материи, видов которых в магазинах сувениров не счесть. Кроме этого, можно использовать шишки и прочие подходящие формы. Выглядеть это будет так:

Барельеф из гипса можно сделать съёмным, как обычную картину, а можно и монолитными, как одно целое со стеной, как вы уже видели на верхнем рисунке с ракушками.

А если вы умеете рисовать, то для вас не составит труда сделать объёмный рисунок прям из шпаклёвки, не используя никаких вспомогательных средств и форм. Но для этого нужно иметь художественный вкус и самые элементарные навыки лепки. Вот что может получиться:

Или даже так, но для этого надо быть мастером.

Вот, собственно и все методы, доступные практически каждому. А теперь давайте перейдём к конкретике и начнём наконец-то делать, а не мечтать!

Какие бывают барельефы на стене?

Все зависит от дизайнерского решения. Приведем некоторые варианты:

Простые барельефы на стене в виде багетов для картин разного размера смотрятся богато и респектабельно.

Барельефы в виде окантовки в верхней части стены смотрятся роскошно, но не вызывающе. Такие барельефы дополнят однотонную стену, на которой размещены фотографии или картины, полочки с коллекциями или сувенирами.

Настенные цветочные панно или картины с растительными рисунками особенно хорошо смотрятся с подсветкой. Максимального эффекта декоративности можно добиться при правильной подсветке объемного изображения. Такие барельефы отлично вписываются в пространство.

Отличаются оригинальностью барельефы, на которых изображены деревья, горы, озера и любые другие уголки природы.

Сюжетные объемные барельефы – самые сложные в исполнении. Они могут занимать всю стену или быть расположены в одном уголочке.

Плюсы и минусы барельефа

Барельеф изготавливается из древесины, глины, алебастра, гипса или камня. Последний способ очень трудоемкий и требует от скульптора высокого уровня мастерства, так как любая ошибка не подлежит исправлению. Из дерева барельефы создают путем резьбы, а глина — самый доступный материал, который подходит даже для новичков. Лепкой занимались все еще в школьные годы. Барельефные изделия в отличие от обычных скульптур позволяют сохранять масштаб 1:1 и при этом экономить на материалах. Ведь глины, к примеру, для ваяния человека в полный рост потребуется почти на 60-70% меньше, чем на создание аналогичной полноценной статуи. Раньше любые виды рельефов украшали собой стены и потолки и при этом оставались их частью, то есть композиция была статичной и не подлежала перемещению. Сейчас можно изготовить небольшой барельеф на специальном холсте-подставке и передвигать его по квартире при необходимости.

  Серые обои в интерьере +70 фото

Объемные композиции неизменно ассоциируются с классическими стилями. Действительно, такой декор уместно будет смотреться в одноименном дизайне, арт нуво, модерне, барокко, рококо, ампире. Но здесь речь идет о традиционных скульптурах, с мягкими линиями и множеством мелких, вычурных деталей. В центре композиции, как правило, фигурируют люди, божества, мифические существа или сложные орнаменты. В современный стиль органично вольется минималистичный барельеф:

  • Городская панорама;
  • Кусочек леса;
  • Объемные «завихрения» взбалтываемой жидкости;
  • Имитация «старого» слоя отделки или кирпича под осыпавшейся штукатуркой.

К морскому стилю подходят объемные изображения косяков рыб, коньков, водорослей, коралловых «полей» и фантастические панорамы владений Тритона. Конечно подобные композиции новичку не удастся изготовить с первого раза без ошибок. Придется долго тренироваться и набивать руку. В этом, пожалуй, основной недостаток барельефа. Его невозможно создать красивым без больших временных затрат на обучение мастерству скульптора. Исключением станут только абстрактные рельефы, которые подойдут для одноименного стиля или минимализма. В отличие от декоративной росписи, барельефы не нуждаются в дополнительном выделении цветом. Подсветка идеально подчеркнет каждую линию. Популярен этот вид оформления для украшения арок, каминов, проемов и акцентных стен. С его помощью можно грамотно замаскировать неровности поверхности, спрятать коммуникативные линии или же исказить пространство в комнате неправильной формы.

Итальянские мотивы подчеркнут виноградные лозы и декоративные колонны или объемный пейзаж из фальш-окна. Японский колорит дополнит 3D ветка сакуры, усеянная многочисленными цветами, а китайский — дракон с оскаленной мордой. В дом с элементами, традиционными для Индии, гармонично вольются тематические слоны на стенах и декоративные скульптуры многоруких индуистских божеств.

Заключительный этап

Привести барельеф на стене к окончательному виду помогут следующие действия.

  • Доработать рисунок после того, как шпатлевка подсохнет, можно ножом для резьбы по дереву.
  • После создания на стене желаемого рельефа следует взять нулевую шкурку и с ее помощью выполнить сглаживание готовых элементов.
  • Нанесение последнего слоя лучше выполнять мелкодисперсной шпатлевкой.
  • После завершения основных работ выполняется создание мелких линий и заполнение швов.

Готовый барельеф обрабатывается пропиткой глубокого проникновения.

Оформив стену объемной декоративной композицией, вы сможете преобразить даже самую обычную и скучную комнату. Пусть фото потрясающе красивых барельефов, которые мы подобрали для вас, вдохновят вас на создание вашего будущего шедевра.

Новые материалы

Помимо традиционного материала для лепнины – гипса – лепнина своими руками может быть создана из современных строительных смесей с полимерными добавками; их часто объединяют под общим названием «акриловые штукатурки». Как набирать объем барельефа строительными шпаклевочным составами, можно узнать из видео:

Видео: лепка барельефа из шпаклевки

У любителей в ходу также базовый состав из архитектурного гипса, акриловой штукатурки и клея ПВА в пропорции 1:1:0,5 по объему. Гипс и штукатурную смесь смешивают сухими и затворяют водой, т.е. добавляют воду в смесь, а не наоборот. Доводят до консистенции от теста до йогурта или обезжиренного кефира и добавляют ПВА, тщательно размешивая. Густота смеси выбирается сообразно роду работы с ней, в каком случае какая смесь нужна, см. далее.

Крепление готового барельефа к стене

В случае использования готового барельефа, его необходимо прикрепить на стену или на лист гипсокартона. Второй вариант применим, если планируется сделать барельеф съемным.

Необходимо создать единый конгломерат между изображением и основой, удалив любые погрешности. Для прикрепления отдельной картины потребуется специальный клей для плитки. Если изображение габаритное, то его фиксируют при помощи саморезов, гвоздей. Готовое панно следует отшкурить при помощи наждачки. После зачистки всех швов и впадин, поверхность грунтуют и окрашивают водоэмульсионной краской.

Создавать такой декор изначально сложно. Он требует сноровки, терпения и усидчивости. Чтобы изображения получились качественными, нужно с точностью соблюдать технологию нанесения. В противном случае конструкция не сможет просохнуть до конца и в скором времени разрушится.

Как сделать своими руками?

Многие начинающие мастера считают, что настенный барельеф представляет собой сборную конструкцию, все составляющие детали которой выливаются из гипсового раствора. На самом же деле каждый выполненный своими руками барельеф – это уникальный предмет декора, который может быть создать различными способами.

Подготовка

Первым делом стоит выбрать материал, из которого планируется изготавливать композицию. Начинающим мастерам специалисты рекомендуют начинать работу с гипсом или декоративной штукатуркой. После этого нужно заняться подготовкой поверхности стены и созданием эскиза будущего «полотна» (его можно нарисовать маркером сразу на стене). Рабочую поверхность необходимо хорошо очистить и выровнять, приступать к созданию барельефа можно только на сухой и ровной поверхности, не помешает также стену дополнительно загрунтовать для лучшего сцепления с составом.

Далее готовится основа, в которой будет создаваться рельефный декор. Для этого необходимо собрать ящик из дерева с низкими бортиками, если дерева нет, то его можно заменить несколькими рейками и фанерой, которая послужит дном

Размеры ящика должны точно совпадать с габаритами будущих элементов, что важно учесть во время его сборки. Дно ящика застеливается пленкой, делать это нужно так, чтобы отсутствовали складки

Создание крупных элементов

Настенный барельеф с крупными изображениями считается сложным процессом художественной лепки из гипса или других материалов. Для его создания можно применять несколько техник (свободное гипсование, приклеивание готовых деталей). После того как поверхность стен прогрунтована не менее двух раз, ей придают рельефность, используя для этого смятый полиэтилен, бумагу, валик и шпатель. Большие композиции могут быть представлены изображениями фигур человека, абстракции, птиц, деревьев и животных. Их переносят непосредственно на ранее подготовленную поверхность стен с помощью специальных трафаретов или копирки, можно также контуры рисунков обвести спичкой или зубочисткой.

В самые утолщенные точки будущей композиции вкручивают саморезы, они в дальнейшем придадут барельефу прочности и защитят материал от осыпания. При создании таких элементов барельефа, как бутоны, листки, цветы, на поверхности стены нужно дополнительно закрепить заготовки из соленого теста, картона или пенопласта. Смеси для создания декора готовятся в соответствии с инструкцией производителя.

Помимо этого, большие декоративные фигуры можно изготовить не только по технологии лепки, но и отливания в формы. Готовые изделия фиксируются к загрунтованной поверхности, аккуратно придавливаются и выравниваются. Все швы и мелкие трещинки заделываются финишной шпаклевкой, с помощью которой создаются также прожилки и прорисовки мелких линий. Придать завершенный вид барельефу, состоящему из объемных элементов, поможет детализация изображения, которую обычно осуществляют при помощи медицинского шприца. Через несколько недель предмет декора покрывают защитным слоем грунтовки и лакируют, это позволит барельефу сохранить свой идеальный вид долгое время.

Формирование мелких деталей

Часто при оформлении интерьера комнат используют настенные барельефы, имеющие вид мелких фигур, узоров и орнаментов. Если их толщина будет превышать 10 мм, то рекомендуется готовить отдельно остов из проволоки, он защитит гипс от последующего растрескивания. Поскольку мелкие детали обладают небольшим весом, то специалисты советуют их отливать в специальных формочках, а потом уже фиксировать на стене, собирая в общую композицию по прорисованному шаблону.

Особенно красиво смотрятся в современном интерьере стены с изображением виноградных гроздей, бабочек и птичек. Они придают барельефу особый шарм и индивидуальность. Такие миниатюрные элементы лучше всего создавать из отдельных частей, а все точки соединений заделывать и сглаживать аккуратно гипсовым раствором. В итоге получится очень красивое целостное полотно.

Иногда при оформлении настенных барельефов используются мелкие детали с повторяющимся фрагментом, например, это может быть листочек, завитушка или цветочек. В данном случае специалисты рекомендуют применять специальные трафареты, благодаря им быстро выполнить работу сможет даже начинающий мастер, не имеющий опыта работы с художественной лепкой. Необходимый узор необходимо распечатать на принтере, потом из него изготовить шаблон из подходящего материала и нанести через «самодельный трафарет» гипсовую смесь. Помимо этого, готовый трафарет с красивым узором можно приобрести и в любом строительном магазине, они представлены в огромном ассортименте.

Создание барельефа своими руками

Чтобы сделать барельеф, для начала нужно подготовить основу. В ее роли используют «марсельский воск» или простую штукатурку. Шпателем смесь наносят на стену или фанерный холст. Сначала разравнивают, а затем придают рельеф при необходимости (спонжиками, поролоном, скомканными пакетами или кусками ткани).

Следующий шаг — перенос рисунка с пленочного трафарета на подготовленный холст. Картинку прикладывают к участку стены или фанеры и вдавливают контур рисунка в еще не полностью застывшую штукатурку. В результате примитивный набросок готов. Теперь нужно придать ему объем. Для этого замешивают смесь для лепки. Оптимален алебастр, так как после полного застывания он по прочности не уступает бетону. А вот гипс может расколоться, раскрошиться и боится воды. Сухой алебастр смешивают с водой непосредственно перед работой до однородного состояния. Затем начинают придавать объем нанесенному рисунку. Это делают не сразу одним махом, а постепенно, слой за слоем. Углубления можно сделать путем выскребания части основы или же посредством нанесения дополнительных «лишних» слоев на близлежащие объекты. В определенных местах к холсту прикрепляют уже заранее изготовленные в молдах элементы. При необходимости, если масса быстро засыхает, а работа продвигается медленно, ее нужно смачивать водой.

При формировании деталей в ход идут не только инструменты, но и пальцы скульптора. После того как работа будет закончена, ей дают время просохнуть. Затем композицию шлифуют с помощью наждачной бумаги, снимая лишние слои или разравнивая шероховатости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector